С чего начинается любой график

Традиционно, мы привыкли представлять информацию в виде текста и цифр, обычно сведенных в таблицы. Грамотно составленный график позволяет привести такую информацию в удобную графическую форму, легкую для восприятия. Порой большие массивы данных мешают воспринимать информацию. Графики во многом позволяют решить эту проблему. Независимо от того, для каких именно целей делается тот или иной график, он позволяет в наглядной форме показать тренды, не очевидные при табличном представлении информации, сделать акцент на конкретную информацию, и привлечь внимание пользователя отчета.

Но как и любой другой инструмент, графиками необходимо пользоваться умеючи. Далее я предлагаю вам список вопросов, которые стоит задать себе перед тем, как вы начнете строить график. Для кого мы делаем этот график?

Кто собственно пользователь отчета: менеджер среднего звена, коллега и директор? Каков уровень его технических знаний? Насколько хорошо он знает контекст?

Мы можем потратить кучу времени на то, чтобы подготовить сложный график с огромным количеством информации на нем, но нужна ли она, если его будет читать, скажем, финансовый директор. Функция директора принимать решения, а не разбираться в сложных технических деталях. Обычно, чем выше уровень менеджера, тем меньшей экспертизой в своей области он обладает и наоборот.

Если мы делаем анализ для трейдера, определенно «свечи» не вызовут у него недоумения – а попробуйте показать график движений персонала в компании HRдиректору в виде тех же «свечей» (кстати, очень наглядный и содержательный получится график), и вам придется потратить час на то, чтобы объяснить директору, как его читать. Что мы пытаемся донести этим графиком?

Для чего этот график собственно нужен здесь? Да и, если честно, то нужен ли он вообще? Очень часто бывает так, что мы вставляем график, потому что так принято. «В этом отчете всегда был такой график!» Нет никакого смысла повторять один и тот же график из месяца в месяц в одном и том же отчете. Обычно цель графика в том, чтобы обратить внимание на необычный тренд, подчеркнуть долю чего-либо, провести наглядный факторный анализ или анализ чувствительности по факторам. В этой связи редко бывает так, что график остается актуальным в течение долгого промежутка времени.

Выбор вида графика будет очень сильно зависеть от того, что мы пытаемся им донести. Структуру – здравствуй, круговой график (pie), нужна структура в динамике – выбираем накопленные колонки (stackedcolumns), нужен анализ чувствительности от разных факторов – выбираем накопленные бары (stackedbars) и т.п. В каком виде мы будем представлять этот график

Очень важен вопрос на каком носителе будет представлен график. Степень детализации, количество мелких деталей, цветовая гамма – все это характеристики, которые придется выбирать исходя из того, на каком носителе пользователи увидят график.

График будет на бумаге? – отлично! А на каком принтере мы будем его печатать: цветном или черно-белом. Цветной принтер позволяет использовать нам разные цвета одинаковой насыщенности, черно-белый нам такой роскоши не простит – разные части графика сольются между собой. Собираетесь показывать график в презентации – проследите, чтобы он был большим и на нем не было мелких деталей, потому что далеко не все, кто плохо видят, носят очки. Если график будет в презентации, то на нем должны быть только основные идеи. Детали придется рассказывать самому. Собираетесь распространять документ по электронной почте – можете делать с ним все, что угодно.

Читайте также о том, как избежать основных ошибок при построении графиков, а также о круговых диаграммах, графиках-водопадах (waterfalls), графиках-торнадо (tornado).

Полезные материалы и курсы обучения по Microsoft Excel
Копирование материалов сайта разрешено только с согласия владельца с размещением ссылки на источник.